VIRA

Игорь Вишня

1964 г.р.
  • 1964. Игорь Вишня родился в городе Нижний Тагил
  • 1983. Окончил Екатеринбургское художественное училище им.И.Д. Шадра
  • 1985. Начало выставочной деятельности, участие в 6-й Зональной выставке «Урал Социалистический»
  • 1993. Окончил Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, отделение реставрации под руководством М.М. Девятова
  • 1993. Оформление спектаклей «Песнь Песней» и «Семь танго до вечности» в театре «Октаэдр» под руководством Г.Мацкявичюса (г. Москва)
  • 1985-2014. Участие в городских, областных и зональных выставках, около 20 персональных выставок в России и Германии,Дании
  • 1995-2021. Член Союза художников России (секция живописи), г. Екатеринбург.
  • 2022. Член Санкт-Петербургского союза художников (секция плаката). г. Санкт-Петербург.
  • 1997. Работа над иллюстрациями к книге «33 века еврейской поэзии»
  • 1997-2006. Жил и работал в Германии, около 10 персональных выставок в Вюрцбурге, Франкфурте-на-Майне, Берлине и т.д
  • 2002-2006. Работал художником по росписи фарфора на старейшей в Германии мануфактуре «Хёхст» (Франкфурт-на-Майне)
  • 2003. Работа над декоративным панно на фарфоре для здания правительства земли Гессен (г. Висбаден)
  • 2003. Премия имени барона И.Е. Гинцбурга
  • С 2006 года живет и работает в Санкт-Петербурге
  • 2007. Персональная выставка в Еврейском общинном центре (Санкт-Петербург)
  • 2008. Совместная с фотографом Д.Конрадтом выставка «Цвет: Конрадт и Вишня» (галерея «Борей», Санкт-Петербург). Персональная выставка «Новый академизм Игоря Вишни» (Городской музей изобразительных искусств, г. Екатеринбург)
  • 2009-2025.Работа над проектом «Русский стиль» ,выставки посвященные Лицевому Летописному Своду в музее Свияжска(2012),Екатеринбургском музее изобразительных искусств(2013),в музее –заповеднике Александрова Слобода(2013),галерея Современного искусства(2014,г. Екатеринбург),а также ТВ программы на православном канале Союз(г. Екатеринбург) и выступление на радио Благовест(г.Москва),издание двух книг : «Художественные особенности Лицевого Летописного свода времен Ивана Грозного» и «Сто шедевров ЛЛС» (издательство Актеон, г. Москва)
  • Живопись и графика Игоря Вишни представлена в собраниях музеев изобразительных искусств г. Екатеринбурга и г. Нижнего Тагила, а также еврейском музее г. Вайтцхоххаима (Германия), музее современного искусства Е.Ройзмана (г. Екатеринбург), Ирбитском музее графики (г. Ирбит), музей Республиканского значения Город-Град Свияжск (г.Казань), музей-заповедник Александрова Слобода (г. Александров), музей современного искусства (г. Сосновый Бор), а так же в частных собраниях России, Германии, США, Израиля и т.д
  • 2019-2023. Аспирантура СПбИИ РАН, диссертация " Миниатюры Лицевого летописного свода. Источниковедческое исследование", научный руководитель: чл. корр. РАН, проф., д.и.н. А.В. Сиренов
Igor' Vishnya
Aurum creativity famam et lucem ducit
la libertà di conoscenza

"ВОЛШЕБНЫЙ ПОТОЛОК"

Вишня Борис Львович, Алиса Бруновна Фрейндлих, Николай Гаврилович ЧЕСНОКОВ, Вианора Вишня, Лев Вишня, Ольга Суслова, Райгородская Елена Захаровна, Марио Эффенбергер (Deutschland, Höchst-porzellan-manufaktur), Анатолий Борисович АЛЁШИН,Повилица Михаил, Дмитрий Конрадт (фотограф), Ирина ДОЛГОВА (СПб., Театр музыкальной комедии, гл. художник), ДЕВЯТОВ М.М., А.Шабуров (Москва, арт-группа СИНИЕ НОСЫ), ИРИНА ДУДИНА (СПб), РОМАН МАНТАЙ (Самара), Леонид БАРАНОВ(ЕКБ), ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВ(СПб), АРОН ЗИНШТЕЙН(СПб), Дмитрий Шагин (СПб), Андрей Люблинский(СПб), День Рождения: Сергей Вепрев, Дмитрий Маевский, Марк Зархин, Андрей Усанин, Олег Мансуров, Катя Зарх (2017)
ГРАФИКА 1995-2000

все графические работы, представленные в этом разделе находятся в частных коллекциях

Вишня И.Б. "Иов", формат 80Х60, бумага/картон, акрил, тушь, пастель, 2010
частное собрание
Германия, Франкфурт на Майне, Хёхст 2002-2005
ЖИВОПИСЬ
серия "БЕЛЫЕ НАТЮРМОРТЫ" 2005-2015
все живописные работы, представленные в этом разделе находятся в частных коллекциях

Серия "Белые натюрморты" Игоря Вишни представляет собой значимый этап в его художественном развитии, охватывающий несколько лет интенсивных экспериментов с формой. В этом цикле автор акцентировал внимание на рисунке, отводя ему приоритетную роль по сравнению с цветом. Преобладающим элементом палитры стал белый цвет, который, несмотря на свою нейтральность, придавал произведениям особую глубину и выразительность.

Формирование первых произведений этой серии началось в период проживания Вишни во Франкфурте-на-Майне, Германия. Натюрморты отличались разнообразием форматов, включая как горизонтальные, так и вертикальные композиции, но их объединяла одна ключевая характеристика: фронтальное расположение предметов в ряд. Каждый элемент натюрморта обладал ярко выраженной театральностью, выступая в роли персонажа в своеобразном художественном спектакле.

Сценой для этого спектакля служила плоскость холста, где предметы, подобно актерам, занимали свои места, выполняя определенные функции и взаимодействуя друг с другом. Автор мастерски выстраивал композицию, создавая гармоничное и эмоционально насыщенное пространство. Каждый предмет в натюрморте не просто изображался, а становился активным участником художественной драматургии, раскрывая свой символический и эстетический потенциал.

Таким образом, серия "Белые натюрморты" демонстрирует высокий уровень мастерства Игоря Вишни в создании многозначных и многослойных художественных образов, где форма и цвет выступают в сложной взаимосвязи, раскрывая глубину авторского замысла.

(Фр. Лермольефф.)

ФОТО

2007
ВЫСКАЗЫВАНИЕ №1

Тайное общество «Чёрного квадрата» представляет собой гипотетическое или вымышленное сообщество, основанное на культовом произведении искусства — картине Казимира Малевича «Чёрный квадрат». Этот шедевр, созданный в 1915 году, стал символом супрематизма и радикального отхода от традиционных форм искусства.

Возможные аспекты исследования тайного общества «Чёрного квадрата»:

Исторический контекст:

- Супрематизм: Исследование роли Казимира Малевича и его теории супрематизма в развитии современного искусства.

- Русский авангард: Анализ влияния русского авангарда на мировую культуру и искусство.

Символика и интерпретация:

- Чёрный квадрат как символ: Исследование различных интерпретаций «Чёрного квадрата» как художественного и философского символа.

- Эзотерические и мистические аспекты: Рассмотрение возможных эзотерических или мистических значений, которые могли бы быть приписаны «Чёрному квадрату».

Социологический и культурный анализ:

- Влияние на культуру: Изучение того, как «Чёрный квадрат» и его концепция повлияли на различные социальные и культурные движения.

- Тайные общества в искусстве: Исследование феномена тайных обществ в контексте искусства и культуры.

Психологический аспект:

- Восприятие и эмоции: Анализ психологических реакций на «Чёрный квадрат» у различных групп людей.

- Коллективное бессознательное: Исследование, как произведение может быть связано с концепциями коллективного бессознательного по Карлу Юнгу.

Философские размышления:

- Эстетика и философия искусства: Рассмотрение философских вопросов, связанных с природой искусства и восприятия.

- Абстракция и минимализм: Сравнение «Чёрного квадрата» с другими произведениями абстрактного искусства и минимализма.

Современное влияние:

- Интерпретации в современном искусстве: Анализ современных интерпретаций и адаптаций «Чёрного квадрата» в искусстве.

- Медиа и массовая культура: Изучение того, как идея «Чёрного квадрата» используется в медиа и массовой культуре.

скачать произведение
Два короля (Давид и Саул).
Холст, масло. Размер: 115 х 95, частная собственность
В контексте библейской истории Давид и Саул представляют собой ключевых персонажей, чьи жизни и деяния описаны в Ветхом Завете. Саул был первым царем Израиля, избранным Богом и народом после периода судей. Его правление ознаменовалось значительными военными победами, но также сопровождалось внутренними конфликтами и духовным кризисом.
Давид, будучи сначала пастухом, стал популярным лидером, победив Голиафа и завоевав сердца израильтян. Впоследствии он стал вторым царем Израиля, объединив страну и создав централизованную монархию. Его правление считается золотым веком для Израиля, несмотря на сложные отношения с Саулом и его сыном Ионафаном.
История Давида и Саула включает множество аспектов, таких как их личные и политические взаимоотношения, духовные испытания Давида, а также пророчества и музыкальные дары, которые сыграли важную роль в их жизнях.
2008
ВЫСКАЗЫВАНИЕ №6

Сон является предметом интереса многих философских школ и течений. Древнегреческие философы, такие как Платон и Аристотель, рассматривали сон как состояние души, отличное от бодрствования. Платон считал, что во время сна душа освобождается от тела и может общаться с миром идей. Аристотель же полагал, что сон является результатом естественного процесса охлаждения и очищения организма.

В средневековой философии сон часто рассматривался как мистическое состояние, в котором человек может получить откровения или видения. Августин Блаженный, например, описывал сны как проявление божественного вмешательства.
Современная философия также не обходит стороной вопрос сна. Ирвин Девис в своей работе «Философия сна» рассматривает сон как особое состояние сознания, которое отличается от бодрствования и глубокого сна. Он подчеркивает, что сон является важной частью человеческого опыта и заслуживает философского анализа.
скачать произведение
Картина "Прерванный сон или философы" демонстрирует сложное взаимодействие двух тематических пластов. Название произведения сразу же обозначает контрастные элементы: сон, который внезапно прерывается, и группа философов, вовлечённых в активную дискуссию. Игорь Вишня мастерски объединяет эти два плана, создавая многослойное визуальное повествование, которое можно интерпретировать как совокупность нескольких картин или сюжетов.
С точки зрения стилистики, произведение относится к направлению сюрреализма. Использование темы сна, вневременности и условного наслоения несовместимых элементов характерно для этого художественного течения. Сюрреализм стремится исследовать подсознательное и иррациональное, что делает картину Игоря Вишни мощным инструментом для передачи зрителю глубинных и важных идей.
МАЛЕВИЧ-ДУРАК
триптих, холст, масло, 80Х60, 2009, частная собственность

Этимологический анализ слова «дурак» раскрывает его многослойность и многозначность, открывая новые горизонты для понимания его семантики. В этом исследовании мы рассмотрим происхождение слова «дурак» через призму его связи с концептами света, знания и мудрости.

В русском языке «ДУ» означает «два и более чего-либо». В древнеславянской традиции «РА» ассоциируется с потоком света. Таким образом, «ДУРАК» можно трактовать как «два и более световых потока». Однако язык метафоричен, и существуют и другие интерпретации.

Раньше слово «свет» в русском языке имело широкий спектр значений, включая не только физическое освещение, но и символическое, связанное с знанием, мудростью и духовностью. Эта связь отражена в поговорках «Ученье — свет, а неученье — тьма» и «Просветлённый человек».

Возвращаясь к этимологии «дурак», можно предположить, что изначально оно имело позитивное значение, связанное с многомерным восприятием мира. В этом контексте «ДУРАК» означает человека с двумя и более каналами восприятия для познания мудрости. Такие люди способны видеть мир с разных сторон, не ограничиваясь одной точкой зрения, что контрастирует с современным материалистическим подходом, часто игнорирующим духовные аспекты реальности.

2011
2012
Вишня И.Б. "Тайная вечеря", формат 100Х120, холст, масло, 2012
собственность: музей-заповедник г. Свияжск
2013
СОН РУССКИХ ВЫЗЫВАЕТ ЧУДОВИЩ
холст/масло, 110Х90, 2013
собственность автора.
Картина "Сон русских порождает чудовищ" (2013) — это произведение, которое можно назвать пророческим. Оно удивительно точно предвосхитило многие события, характерные для современной геополитической ситуации. На полотне изображен огромный город, окруженный толстыми стенами и башнями. Все его жители погружены в глубокий сон. Слева и справа от города изображены святые, символизирующие духовную составляющую общества, которая сохраняет связь с высшими идеалами и моральными ценностями.
В центре композиции — семья последнего русского императора Николая II. Это подчеркивает историческую значимость и преемственность событий. Над городом нависает зловещая угроза в виде огромных армий, готовых к сражению. Слева от города видны символы Запада, справа — Китая. Это намекает на глобальные геополитические противоречия и возможные союзы.
Город на картине символизирует Россию, которая спит и не осознает приближающейся опасности. Однако один человек пробуждается, осознает масштаб угрозы и начинает действовать, чтобы противостоять силам зла. В центре города находится черный проём, символизирующий тьму и бездну, в которую может погрузиться общество, если не предпримет своевременных мер.
Таким образом, картина "Сон русских порождает чудовищ" — это глубокий философский и культурный анализ. Через символы и метафоры она раскрывает сложные процессы, происходящие в современном мире. Она заставляет задуматься о роли личности в истории, о значении духовных ценностей и необходимости осознания и противодействия угрозам, которые могут привести к катастрофе.
2014
Стиль Игоря Вишни
скачать
2015
2019
АСПИРАНТУРА в СПбИИ РАН 2019-2023
КНИГИ
1997 - 2011
33 века еврейской поэзии
Еврейская поэзия насчитывает более 33 веков, начиная с древних библейских текстов и заканчивая современными произведениями. Это делает её одной из самых продолжительных и богатых литературных традиций в мире. Еврейская поэзия прошла через различные этапы развития, каждый из которых отражает культурные, исторические и социальные изменения. Среди ключевых периодов можно выделить библейскую поэзию, средневековую поэзию на иврите и идише, а также современную еврейскую поэзию на иврите, идише, английском и других языках.
скачать книгу
иллюстрации к еврейской поэзии скачать
Художественные особенности Лицевого летописного свода Ивана Грозного
Однажды увидев прекрасные миниатюры свода, я не смог пройти мимо и начал всесторонне интересоваться этой темой: читать специальную литературу, внимательно изучать сам свод и размышлять над его уникальностью. Эстетика художников свода, основанная на православной культуре, - настолько беспрецедентное явление, что его исследование поглотило меня целиком. Так и родилось это издание. Стремясь понять особенности художественного стиля свода (я назвал этот стиль «сакральным»), я воспринимал его как фундамент для своих поисков нового языка современной русской культуры, которая, по моему глубокому убеждению, способна к духовному поиску и самостоятельному творческому акту.
читать книгу
скачать книгу
Лицевой летописный свод /100 шедевров
Одна вера. Одна держава. Один царь. Вот основные идеи русской культуры XVI века.
И одна книга — Лицевой летописный свод. По замыслу создателей Свод должен был стать сакральной книгой «Третьего Рима», Московского государства. Десять томов Лицевого летописного свода: 19 490 страниц, 17 764 миниатюры. Большинство из них — произведения мирового уровня. Без всякой натяжки ЛЛС можно назвать грандиозным памятником мировой культуры, высочайшим достижением русского искусства.
Сам замысел Свода не имел прецедентов. Над сводом трудились множество писцов и иконописцев. Они приступали к этой работе, уже имея свой сложившийся художественный язык, устоявшиеся традиции.
читать книгу
скачать книгу
Лицевой летописный свод /100 шедевров Музейского сборника
У многих народов есть свои главные книги: “Бхагавад Гита” у индусов, “Пятикнижие Моисея” у евреев, у греков – “Илиада” и “Одиссея”. А есть ли такая книга у русских? Сразу, приходит на ум “Слово о полку Игореве” или “Повесть временных лет”… В XVI веке была создана еще одна книга, которую можно без сомнений назвать “главной русской книгой”. Это Лицевой летописный свод (ЛЛС). Лицевым он называется потому, что летописные события отражены в больших красочных миниатюрах, в которых мы видим тысячи образов людей в лицах. Летописный – потому, что историческое повествование охватывает десятки, сотни и даже тысячи лет.
читать книгу
скачать книгу
Вишня И.Б. "Русский сакральный стиль в миниатюрах в миниатюрах Лицевого летописного свода Ивана Грозного" 2022, №2(8) журнал СФЕРА КУЛЬТУРЫ г. Самара
  • 1 Принцип многомерности пространства и времени
  • 2 Принцип соборности
  • 3 Принцип отстранённости (благодатности)
  • ВЫСКАЗЫВАНИЕ №1
Триумф смерти:
Эпидемии и социальные потрясения в Европе XIV века
В XIV веке Европа столкнулась с рядом масштабных эпидемий, которые оказали глубокое влияние на общество, экономику и культуру. Эти события, известные как «чёрная смерть», стали одной из самых разрушительных катастроф в истории человечества.
Эпидемии чумы
1-Первая пандемия чумы (1347–1349 гг.): Эпидемия, начавшаяся в Китае, быстро распространилась по торговым путям в Европу. «Чёрная смерть» в Англии (1348–1349 гг.): Эпидемия унесла жизни значительной части населения Англии. Моровая язва во Франции (1349 г.): Эпидемия привела к опустошению значительной части сельскохозяйственных земель, что вызвало голод и рост цен на хлеб. В результате погибло около 25 миллионов человек.
2-Вторая волна эпидемии (1350–1351 гг.): Эпидемия охватила северные регионы Европы, включая Псков, Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Москву, Суздаль, Владимир и Белозеро.
Чума в Пскове (1360 г.): Эпидемия вновь охватила Псков, демонстрируя устойчивость и повторное появление болезни.
Социальные и культурные последствия
Эпидемии чумы вызвали глубокие социальные и культурные изменения. Одним из наиболее заметных явлений стала деятельность флагеллантов — религиозных фанатиков, которые практиковали публичное самобичевание в надежде искупить грехи человечества. Также этот период характеризуется усилением антисемитизма, что привело к еврейским погромам и охоте на ведьм.
Инновации эпохи Ренессанса
Несмотря на катастрофические последствия эпидемий, XIV век также ознаменовался важными техническими и культурными достижениями. В этот период были изобретены или усовершенствованы:
1-Печатный станок, который значительно ускорил распространение знаний.
2-Карандаш и бумага, что облегчило ведение записей и создание художественных произведений.
3-Ручное стрелковое оружие и дальнобойные пушки, изменившие характер военных конфликтов.
4-Компас и большие парусные суда, что способствовало развитию мореплавания и торговли.
5-Механические часы, ставшие символом прогресса и точности.
  • Удивительно, как хорошо отлаженный механизм жизни, который веками сохранял свою незыблемость, может в одночасье рассыпаться в прах от невидимого дуновения и привести всё в движение и хаос.
  • Из дальних стран Востока с торговыми судами беда проникла в порты Средиземноморья в 1347 году. То, что потом назовут «Чёрная смерть», начало незримо косить население Италии, Испании и Франции, и, прокатившись по всему континенту, в 1348 году достигло Англии и Северной Европы.
  • Через пару лет — Скандинавские страны и Россию. По оценкам специалистов, около 25 миллионов человек умерло в эти страшные годы, треть населения Европы.
  • Всё остановилось, люди перестали выращивать хлеб, строить соборы и даже вести войны. Всех сковало одним ужасом перед невидимым врагом, с которым не знали, что делать и как от него спастись. Как будто наступили последние дни, апокалипсис, предсказанный в пророческих книгах.
  • Погибали все без разбора и причин, богатые и нищие, святые и грешники, старики и младенцы, христиане и иноверцы. Люди не могли найти причин столь безутешной кары небес.
  • Авторитет до того незыблемой церкви с её схоластическими идеями и индульгенциями померк в одночасье. Церковь и святость больше никого не спасала. А ужасы адских мук больше никого не волновали, так как ад торжествовал на земле и хуже уже быть не могло.
  • Толпы религиозных фанатиков-флагеллантов, истязавших себя, носились по городам, начались еврейские погромы и охота на ведьм, в коих искали причину всех бед. Люди сходили с ума, повсюду начались пиры и оргии, грабежи и насилие.
  • Смерть стала главным уравнителем всех прав, хозяином положения, больше никто не мог пожаловаться на справедливость, все были равны перед ней.

Сборник включает в себя коллекцию английских и шотландских иллюстраций, главным образом относящихся к 1640-м годам, и служит, прежде всего, в качестве справочного материала по одежде. Мы намерены соблюсти этот ограниченный географический диапазон и не демонстрировать изображения из Нидерландов или Франции, которые часто приводятся как подтверждение того, что в период Гражданской войны в Англии носили такую одежду.

Валерий Карпов в мастерской на ул. Большой Казачий, СПб., в апреле 2010 года, впервые держит в руках Библейский том Лицевого летописного свода Ивана Грозного

Интервью с Андреем Люблинским в Громов-центр (метро Новочеркаская, 10 мин. ходьбы), 2017

Андрей Люблинский и Игорь Вишня после интервью на выставке в Громов-центр , 2017
"ЦАРИ ЕВРО-АЗИИ" 2015
Период от Чингисхана до Ивана Грозного охватывает более 600 лет и является важным этапом в истории Евразии. Этот временной промежуток характеризуется значительными политическими, социальными и культурными изменениями. Чингисхан (ок. 1162–1227) основал Монгольскую империю, которая стала одной из крупнейших в истории. Его завоевательные походы способствовали расширению торговых путей, культурному обмену и распространению технологий. После распада Монгольской империи в XIV веке на её территории возникли различные государства, такие как Золотая Орда, Чагатайский улус и Ильханат. Эти государства играли важную роль в политической и экономической жизни региона. В XV веке началась эпоха Возрождения в Европе, которая сопровождалась значительными изменениями в науке, искусстве и культуре. В это время также происходили важные события в Азии, такие как объединение Китая под властью династии Мин и развитие исламской науки и философии. Иван IV Грозный (1530–1584) стал первым русским царём. Его правление ознаменовалось централизацией власти, усилением государства и расширением его территории. Иван IV также провёл ряд реформ, направленных на укрепление государственной власти и экономики.
Таким образом, период от Чингисхана до Ивана Грозного был временем значительных изменений и развития в различных областях жизни. Этот период оказал огромное влияние на последующие события в истории Евразии и мира в целом.
Игорь Вишня, серия "ЦАРИ", восемь стадий работы над портретом в стиле парсуны Ивана IV (Грозного), холст, 90Х60, масляная пастель, акрил. 2015 г.
Вишня И.Б. серия "АЗБУКА САКРАЛЬНОГО", 2013